Три дня голосования: забота о людях или возможность для фальсификаций?
30 ноября 2020
Выступление Председателя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Законодательном Собрании Челябинской области Василия Швецова по законопроекту о трехдневном голосовании, который приняли большинством голосов на третьем заседании ЗСО 26.11.2020.
"Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ будет голосовать против принятия данного законопроекта. Что это за законопроект? Законопроект переносит на уровень региональной избирательной комиссии возможность принятия решения о трехдневном голосовании, голосовании избирателей в других местах.
Небольшая историческая справка. В апреле 2012 года президентом Дмитрием Медведевым был внесен Законопроект "О внесении изменений в статьи 22 и 29 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Законопроект предусматривал, в общем-то, логичную норму: возвратить право политических партий отзывать и заменять на других предложенных ими членов избирательных комиссий. К сожалению, бывают случаи, когда действующие члены избирательных комиссий, предложенные политической партией, теряют потом связь с ней, откровенно работают в интересах других политических сил, а отозвать их было нельзя, пока сами не напишут заявления. Но принятый в первом чтении этот законопроект пролежал 8 лет на полках.
И вот, о нем вспомнили только весной 2020 года. Но поправками во втором чтении была фактически изменена концепция законопроекта: предложено трехдневное голосование. В итоге Госдума приняла поправки к федеральному закону и разрешила Центральной избирательной комиссии применять практику растянутого на несколько дней голосования, проводимого не только на избирательных участках, но и в других местах.
Еще можно было как-то понять и оправдать трехдневное голосование в период пандемии. Но нужны были гарантии, что голоса избирателей будут защищены. К сожалению, прошедшие выборы показали, что таких гарантий нет.
Еще как-то можно было бы оправдать трехдневное голосование, если бы оно кардинально увеличивало количество пришедших на выборы. Но мы видим обратный результат: на выборах 2015 года в голосовании приняло участие 1 112 617 избирателей ( 41,31 %), а в 2020 году при трехдневном голосовании всего лишь 878 953 избирателей (явка составила всего 33,8%). Поэтому, для чего такое голосование узаконивается в обычной практике, мы теперь тоже понимаем. Без качественной организации контроля можно делать, что угодно: делать обход избирателей без реестра голосования вне помещений, особенно по спискам служб социальной защиты, вбрасывать бюллетени за тех, кто не пришел на участки, вскрывать ночью сейф-пакеты и заменять бюллетени и т. д. Но вряд ли такие выборы имеют хоть какое-то приближение к реальному волеизъявлению избирателей.
Грубейшие нарушения, которые нередко происходят в дни голосования утраивают возможности фальсификаций, и это видим не только мы, люди, которые многие годы варятся в этом выборном котле, но видят уже и обычные избиратели. В итоге падает интерес к самому институту выборов. Выборы в России могут оказаться дискредитированными как политический инструмент определения реальной воли граждан при формировании органов власти, а это прямой путь к разрастанию уличной активности.
Такой формат голосования требует значительного увеличения количества членов комиссий и наблюдателей и, естественно, увеличения финансирования. Представьте, в области порядка 2300 участковых избирательных комиссий. Для относительно полноценного наблюдения политической партии необходимо направить, как минимум, двух человек – члена комиссии с совещательным голосом и наблюдателя. В итоге финансовые затраты составят не менее 7 млн. рублей за работу только в один день, а за три дня, соответственно, необходимо выделить 21 млн. рублей. Это огромные финансовые ресурсы. Странным выглядит в пояснительной записке и отсутствие необходимости увеличения бюджетных средств на организацию трехдневного голосования. Достаточно посмотреть на отчет исполнения бюджета облизбиркома за 10 месяцев 2020 года, и мы увидим значительное превышение расходов бюджетных средств от ранее запланированных -132%.
На самом деле такой формат голосования создает максимально благоприятные условия для массовых нарушений, а то и откровенных фальсификаций. Ведь организовать качественное наблюдение в таких условиях практически невозможно.
Иногда мы слышим: "Вы преувеличиваете масштаб проблемы". Мы были бы рады поверить этому, если бы не знали и не видели всю подноготную избирательного процесса и масштабы нарушений. И с огромной трудностью доведенные до логического завершения, до судебных приговоров в отношении председателей и членов избирательных комиссий противоправные деяния за нарушения и откровенные фальсификации – тому подтверждение. Но это лишь малая толика реального объема нарушений. А что уж говорить, когда такие возможности увеличиваются в три раза. Поэтому наша фракция будет голосовать против данного законопроекта".
Видео можно посмотреть здесь: https://vk.com/chel_spravedlivo?w=wall-97165160_5524