СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Челябинской области

постоянный адрес материала: http://chel.spravedlivo.ru/005172375.html

"Не пишем новую, но улучшаем действующую"

29 января 2020

Член рабочей группы по внесению изменений в Конституцию Валерий Гартунг ответил на вопросы челябинских журналистов.

28 января в пресс-центре "Гранада пресс" депутат Государственной Думы Валерий Гартунг встретился с редакторами и ведущими журналистами крупнейших изданий Южного Урала. Предметом обсуждения стали поправки в конституцию, которые 23 января прошли первое чтение в парламенте. Политик разъяснил суть планируемых изменений и рассказал, какое влияние они окажут.

Новая конституция и новая политическая система?

С самого начала обсуждения Валерий Гартунг подчеркнул, что поправки не означают того, что конституция будет новой. "Действующая конституция остается в силе, – отметил парламентарий. – Мы просто вносим поправки, большинство из которых – нормы действующего законодательства, которые мы поднимаем на уровень конституции. Основной закон можно было бы считать новым, если бы мы вносили изменения в первую, вторую и девятую главы. Но мы таких изменений не планируем.

Что же касается политической системы, то она изменится только в одном случае – если граждане начнут ходить на выборы. А если граждане не ходят на выборы, то политическую систему можно нарисовать любую – все равно ничего не изменится".

Почему состав рабочей группы по изменениям Конституции такой разнородный?

– Рабочая группа сформирована президентом Российской Федерации. Он попросил нас поработать с тем текстом, который он внесет в Государственную Думу, – рассказал депутат. – В составе группы есть юристы – специалисты по конституционному праву, есть представители Государственной Думы и Совета федерации, а также общественники. Это своеобразная фокус-группа, срез всего российского общества, который позволяет получить быструю обратную связь, мнения, которые можно будет учесть при внесении поправок ко второму чтению.

Для чего в Конституции прописывают гарантии по МРОТ?

– Пункты № 5 и 6 статьи № 75 – самые интересные нововведения, – отметил Валерий Гартунг. – Это гарантии МРОТ не менее прожиточного минимума, индексации социальных пособий и выплат. При обсуждении их на рабочей группе у нас возник вопрос по поводу величины прожиточного минимума. На ту сумму, которую сейчас называют прожиточным минимумом, прожить невозможно. Это очевидно. Был вариант добавить формулировку, что прожиточный минимум должен обеспечивать достойное существование, но тогда надо конкретизировать, что означает "достойное"... Будем вносить поправки, в том числе и от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Гарантируют ли поправки индексацию пенсий для всех пенсионеров или только для работающих?

– Пункт № 6 закрепляет формирование пенсионного обеспечения граждан на принципах всеобщности, справедливости и солидарности поколений, а также регулярную индексацию в порядке, установленном федеральным законом. Исходя из этой формулировки, логично предположить, что пенсии должны назначаться и индексироваться для всех достигших пенсионного возраста. Но сейчас почему-то работающие пенсионеры индексацию пенсий не получают. На мой взгляд, такая практика будет противоречить новой норме.

В чем заключается приоритет конституции над международными договорами?

– Он будет прописан в статье № 79. Вокруг нее было много споров. В поправках добавляется всего одно предложение: что решения на основе международных договоров в их истолковании, противоречащем конституции, не подлежат исполнению в РФ.

Приведу пример. Россияне, находящиеся в местах лишения свободы, пожаловались в международный суд на то, что им не дали проголосовать. У нас в действующей конституции это запрещено. ЕСПЧ посчитал, что мы взяли на себя такие обязательства, но мы не могли их на себя взять. Вот чтобы исключить такие случаи, и вносятся поправки.

Как меняются положения, касающиеся президента России?

– Поправками увеличивается ценз оседлости для кандидатов в президенты. Кроме того, вносится корректировка по срокам. В действующей конституции указано, что одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков подряд. Поправки убирают слово "подряд".

Кто все-таки будет назначать премьер-министра?

– Сейчас президент вносит в Государственную думу кандидатуру на пост председателя правительства, а Госдума "дает согласие". Теперь президент будет вносить кандидата "на утверждение". То есть решение будет принимать теперь Госдума, причем не только по председателю правительства, но и по министрам и зампредам, за исключением силового блока. Разница существенная.

Необходимость утверждения министров в Госдуме назрела давно. Сейчас, когда мы заслушиваем отчет министра, все, что мы можем сделать, это "принять его к сведению". Мы не можем поставить министру "неуд", не можем отправить его в отставку, не можем повлиять на его назначение. Теперь рычагов влияния на работу правительства будет больше. Это важно для успешности экономической политики.

Еще одно важное изменение касается прекращения полномочий премьера. Сейчас в Конституции нет такого понятия как "отставка председателя правительства". Он может уйти только вместе с правительством. Теперь такое понятие вводится. Можно будет отправить в отставку премьера, но сохранить правительство.

Что изменится для Конституционного суда?

– Сейчас судьи КС отправляются в отставку только решением конституционного суда. Предлагается ввести норму, по которой если есть основания полагать, что судья КС совершил проступки, порочащие честь и достоинство судьи, его полномочия можно прекратить решением совета федерации по представлению президента. Кроме того, количество судей уменьшается с 19 до 11. Также Конституционному суду дается право проверять на соответствие Конституции еще не вступившие в силу федеральные законы.

Как изменится состав Совета Федерации?

– В федеральном законе уже есть норма, в соответствии с которой президент может направить не более 10 процентов от общей численности СФ своих представителей. Сейчас ее вносят в Конституцию.

Как изменится Госсовет?

– Сейчас Госсовет – это консультационный орган при президенте. Поправки делают его конституционным и передают ему часть полномочий президента. Статус госсовета будет определен дополнительным федеральным законом. Что именно будет в этом федеральном законе, пока неизвестно.

Как будет проходить общероссийское голосование и почему оно планируется уже после принятия закона?

– Вообще такого термина как "общероссийское голосование" в законодательстве у нас нет. И вокруг процедуры голосования сейчас идет большая дискуссия.

Некоторые пытаются представить его как некую фикцию, чисто формальную процедуру. Но это не так. Голосование будет проходить по тем же правилам, по которым избирают органы власти. Посмотрим, какой закон возьмем за основу: "О выборах" или "Об основных гарантиях избирательных прав". Прецедентов такого голосования не было, поэтому возможно, придется прописать некоторые нюансы в законопроекте о поправках.

Голосование действительно будет проходить уже после принятия закона. Дело в том, что Конституция прописывает очень жесткие сроки между утверждением закона в Думе, рассмотрением в Совфеде и подписью президента. Провести в эти сроки всеобщее голосование просто нереально. В то же время предлагать гражданам голосовать за законопроект до рассмотрения в Госдуме тоже нельзя – его текст меняется поправками во втором чтении. Поэтому единственный способ – вынести его на голосование уже после принятия.

Лично я уверен, что подавляющее большинство россиян поддержит эти поправки. Какой смысл голосовать против изменений, которые гарантируют индексацию пенсий, зарплату выше прожиточного минимума и усиливают роль парламента в назначении правительства, уравновешивая влияние ветвей власти? Но если граждане вдруг скажут нет, то в этой новой реальности президент будет принимать соответствующее решение.